Въезде в Израиль

Закон о гражданстве и въезде в государство Израиль (временный закон) 2003 года - это израильский закон, лишающий возможности присуждения израильского гражданства либо права на проживание в Израиле палестинским парам (жителям Иудеи и Самарии) или гражданам Израиля, проживающим в полосе Газы.

Закон сформулирован как временный закон, который был утвержден Кнессетом (парламентом Израиля) 31 июля 2003 года и опубликован в Своде законов от 6 августа 2003 года (оригинальная версия закона). Срок действия данного закона – год со дня опубликования. Правительству Израиля дано полномочие продлить срок действия закона изданием специального указа (постановления), утверждённого Кнессетом, на срок, не превышающий один год (при каждом продлении). В поправке № 2 (версия с поправками) к закону продлен срок действия данного закона до 31 июля 2008 года. После этого, срок действия данного закона был продлен указом (постановлением) до 31 июля 2009 года. И дополнительно, был продлен срок действия закона до конца июля 2010 года.

Закон был принят на заседании министров 2002 года, на котором было принято решение заморозить присуждение гражданства в рамках объединения семей между гражданами Израиля и жителями Иуды, Самарии и полосы Газы.

Въезде в Израиль

В объяснениях к законопроекту было разъяснено следующее:

“Необходимо отметить, что присуждение израильского гражданства в результате объединения семей между гражданами Израиля и жителями территорий, которые на основании этого получили израильское удостоверение личности, привело к тому, что в результате обострения вооружённой конфронтации между Израилем и палестинцами было совершено десятки террористических актов самоубийцами – террористами на территории Израиля. Стоит отметить, что этими террористами являются жители, которые получили гражданство в результате объединения семей, что позволило им свободно передвигаться между территориями и государством Израиль”.

По вышеуказанной причине, а также в соответствии с Решением Правительства № 1813 от 12.5.2002 (далее по тексту – Решение Правительства), было предложено ограничить возможность присуждения гражданства жителям территорий на основании Закона о гражданстве Израиля, в том числе в результате объединения семей, а также ограничить возможность предоставления жителям разрешений на пребывание в Израиле в соответствии с Законом о въезде в Израиль либо разрешений на нахождение в Израиле в соответствии с законодательством о безопасности в регионе.

Несмотря на то, что теоретически действие данного закона распространяется на всех жителей Израиля, на практике он оказывает большое влияние на арабское население Израиля и накладывает существенные ограничения на возможность израильских арабов вести семейную жизнь со своими супругами-палестинцами, жителями Иудеи и Самарии, либо Полосы Газы.

По утверждению законодателя, данный закон был принят в целях безопасности и на ограниченное время ввиду причастности палестинцев – жителей территорий, получивших разрешение на проживание в Израиле в результате объединения семей, к акциям террора. Также бытует мнение, что данный закон может выступать как инструмент предотвращения нежелательных демографических изменений и сохранения еврейского характера государства Израиль, и это посредством ограничения эмиграции арабского населения на территорию Израиля.

Вышеуказанный закон, а также последующие поправки к нему наделили Министра внутренних дел Израиля, а также Главнокомандующего вооруженными силами Армии обороны Израиля в Иудеи и Самарии полномочиями предоставлять соответствующие разрешения на пребывание либо проживание в Израиль, в случаях, предусмотренных законом. В поправке №2 к закону установлены подобные ограничения в отношении жителей Ирана, Ливана, Сирии и Ирака.

В поддержку данной позиции государства, в заключение Миграционной службы сказано, что ограничение въезда на территорию государства Израиль в рамках объединения семей не является самопроизволом, и не является позицией страны, отрицающей право на возвращение в Израиль. Нужно учитывать, что два данных фактора (объединение семей и право на возвращение) могут подвергнуть опасности существование и сохранение страны, а также реализацию права еврейского народа на самоопределение.

Против конституционности данного закона г-жой Заавой Гильон и организацией по правам человека и гражданина (по защите прав арабского меньшинства) “Равенство” были поданы петиции в Высший Суд Справедливости Израиля (“Багац”), которые рассматривались в расширенном составе, в количестве 11 судей.

14 мая 2006 года, большинством голосов 6 против 5 судей, Высший суд справедливости принял позицию о том, что речь идёт о неконституционности вышеуказанного закона, нормы которого противоречат Основному Закону “Об уважении прав и свобод человека” (БАГАЦ 7052/03 организация “Равенство” и другие против Министра внутренних дел). В любом случае, петиция была отклонена, в силу того, что судья Эдмонд Леви пришёл к выводу, что нет никакого смысла в провозглашении закона недействительным, когда его действие прекращается через несколько месяцев.

В свете всего вышесказанного, большинство судей (в количестве 6 из 11) проголосовали за то, что нет необходимости провозглашать данный закон недействительным, несмотря на то, что большая часть судей полагала, что он противоречит основному закону Израиля. Основной идеей мнения меньшинства судей, и, в первую очередь, в соответствии с точкой зрения судьи Мишеля Хашина, является то, что право уважать человека, гарантированное Основным законом, а также право на семейную жизнь и равенство не распространяется на израильских граждан, супруги которых не являются гражданами Израиля и въезд последних на территорию государства Израиль.

Через шесть месяцев со дня вынесения решения по вышеуказанному судебному делу, и после того, как срок действия закона был продлён, были поданы дополнительные петиции против данного закона, со ссылкой на то, что большинство судей из состава судей участвующих в делах по предыдущим петициям считали, что данный закон неконституционен. Данные петиции также были переданы на рассмотрение дела в расширенном судейском составе в количестве 11 судей.

Categories