Развод в Израиле в случае если оба супруги евреи

Развод в Израиле имеет свои особенности. Дела о разводе находятся в компетенции религиозных судов, в соответствии с религиозной принадлежностью сторон. Из этой статьи Вы узнаете как осуществляется развод пар, где и муж, и жена – евреи.

  • развод в израиле

В случае, если оба супруга – евреи, то их развод будет производиться исключительно раввинатским судом (“бейт дин рабани”, “рабанут”), который руководствуется в своих решениях религиозными законами Галахи. Раввинатсткий суд наделён исключительной компетенцией рассматривать иски евреев о разводе, даже в тех случаях, когда вопросы о разделе имущества, об алиментах или опеке над ребёнком рассматриваются светским судом по семейным делам.

Инициирование развода

В отличие от положений во многих странах мира, где для получения развода достаточно желания одного из супругов, это положение недопустимо по древнееврейским религиозным законам.

По древнееврейским законам, не бывает развода без весомого основания. Стороны имеют право развестись по взаимному согласию, но часто один из супругов не желает дать своего согласия на развод в силу различных эгоистических причин, как например, использование острого желания второго супруга развестись, в целях имущественного шантажа, который часто приводит к отказу истца/истицы от своих имущественных прав.

Если нет согласия на развод, то супруг, желающий развестись, должен доказать наличие весомого основания, в соответствии с религиозными законами. Часто подаются в раввинатский суд заявления о разводе, с указанием основания для развода типа: “она мне надоела”, “жизнь не сложилась”, “не сошлись характерами”, и т.д.

Вышеупомянутые причины не признаются раввинатским судом и поэтому не могут быть весомым основанием для развода, то есть основанием обязать второго супруга выдать/получить бракоразводный вердикт (“гет”). Таким образом, если муж подаёт иск о разводе без веского на то основания, его иск может быть отклонён. Более того, раввинатский суд может его обязать выплатить жене денежную компенсацию по “ктубе” (“ктуба”- денежное обязательство/вексель мужа, подписанное им в день церемонии бракосочетания (“хупа”).

Причина развода

Чрезвычайно важно выбрать и правильно указать в иске основания для развода, так как неправильно сделанный выбор, либо неправильное его представление в раввинатском суде может привести к отклонению иска о разводе.

Поэтому не пытайтесь подавать иски о разводе самостоятельно и не полагайтесь на советы родственников или служащих раввинатского суда о том, как следует подавать иск. Эти лица не имеют юридического образования, не знают закон и могут причинить Вам ущерб, не желая этого. Необходимо проконсультироваться с адвокатом по семейному праву, специалистом по разводам, который проведёт анализ вашего специфического дела, и выберет оптимальное основание, на котором будет строиться Ваш иск.

Перечень оснований для развода в Израиле, признаваемых раввинатским судом:

1. Если инициатором развода является муж:

Бесплодие супруги (может служить основанием только после 10 лет брака); б. Изъяны/недуги, исключающие возможность половой близости с супругой; в. “Оверет аль дат Моше” (букв. – нарушает законы Моисея). Речь идёт о жене, которая своими действиями подталкивает мужа (соблюдающего религиозные правила) нарушать запреты и предписания, как например, есть некошерную пищу; г. “Оверет аль дат иудит” (букв. – нарушает законы еврейской религии), то есть ведёт себя нескромно, буянит, применяет нецензурную речь, бранится, оскорбляет, избивает мужа и т.п.; д. “Маасей киюр” (букв. – безобразные действия) – действия жены, вызывающие подозрения в супружеской измене; е. Поведение и физические данные мужа отвратны жене, и она не может более вступать с мужем в половую близость.

2. Если инициатором развода является жена:

Поведение мужа по отношению к жене не соответствует общепринятым традиционным нормам – муж угрожает жене, избивает её; б. Муж избегает половой близости с женой; в. Муж болен опасной заразной болезнью; г. Бесплодие/бессилие (может служить основанием только после 10 лет брака); д. Физические изъяны мужа, вызывающие отвращение у жены (могут служить основанием для развода при условии, что жена не знала об этих изъянах раннее).

Как подают на развод в раввинатский (религиозный) суд (“бейт дин рабани”)?

Просьба о расторжении брака подается в раввинатский суд, который находится по последнему общему месту жительства сторон. Иногда, один из супругов не хочет развода, в этих случаях, адвокатом заинтересованной стороны подается просьба о примирении (“шлом байт”). В случаях, когда стороны приходят к соглашению по всем вопросам, связанным с окончанием их отношений, принято составлять договор о разводе и подавать его на утверждение в религиозный суд или в суд по семейным делам. Бракоразводный процесс длится от шести месяцев до пяти лет, в зависимости от уровня сложности дела и спорных вопросов между сторонами.

Дополнительные проблемы, требующие решения в случае развода в Израиле

При разводе возникает ряд вопросов, требующих решения, как например алименты на жену, алименты на детей, раздел имущества, опека над детьми и т.д. Инициатор развода (муж/жена) может приобщить иск по каждому из этих вопросов к иску о разводе и просить раввинатский суд слушать эти исковые требования в рамках слушания дела о разводе. Этот процесс называется “криха” (букв. – вплетение). Очень важно произвести “криху” правильно, в соответствии с законом, иначе ответчик сможет обратиться в суд по семейным делам.

Предварительное планирование и ведение дела в раввинатском суде

Ведение дела в раввинатском суде требует предварительного планирования, и ни в коем случае, нельзя пускать дело на самотёк, рассчитывая на то, что суд поможет истцу.

Супруги, достигшие полного согласия по всем вопросам, не должны рассчитывать на то, что раввинатский суд составит для них соглашение о разводе. Стороны в данном случае должны обратиться к специалисту, который составит им соглашение о разводе для его дальнейшего утверждения судом.

Необходимо учесть, что в отличие от принятых правил ведения дела в светском суде (суде по семейным делам), в раввинатском суде судья часто обращается непосредственно к сторонам процесса, задаёт интересующие его вопросы, несмотря на то, что в заседании присутствует адвокат, представляющий одну из сторон в процессе. Неправильный ответ или ответ, противоречащий сказанному в представленных документах, может привести к отклонению иска, и поэтому важно, чтобы Ваш адвокат подготовил Вас заранее к любой ситуации и к любому развитию в ходе процесса, и к вопросам, которые Вам может задать судья.

Нужно также учесть возможную ситуацию, когда сказанное Вами на слушании в раввинатском суде может не соответствовать Вашим утверждениям и показаниям в рамках судебного разбирательства в суде по семейным делам или в другом суде. Это несоответствие может привести к подрыву доверия к Вам со стороны суда. Так, к примеру, муж, утверждающий на слушанье в религиозном суде, что его заработок составляет 6,000 шекелей в месяц, а по делу в суде по семейным дела предъявляет “тлуш” (ведомость о зарплате) на 12,000 шек., рискует вызвать к себе недоверие суда, что может повлиять на исход всего дела. Другой пример: жена обращается в раввинатский суд с просьбой о примирении (“шлом байт”), вместе с тем подаёт иск на раздел имущества и продажу общей квартиры.

В заключение, важно отметить, что информация, представленная в этой статье, носит общий характер, не является юридической консультацией, и не может заменить консультацию с адвокатом. В любом случае, рекомендуется обратиться к адвокату в Израиле, специалисту в этой области.

Categories