До недавнего времени семейный кодекс нашего государства говорил о том, что пока родители живы – решение встречаться ли детям с бабушками и дедушками полностью находятся в распоряжении родителей. А что говорить если идёт речь о не родном дедушке ?
Недавно в областном суде Тель Авива проходило разбирательство дела, в котором мама детей не позволяла общаться с родной бабушкой (мамой её бывшего мужа) и дедушкой ( давним приятелем бабушки). Окончание этого дела привело к реформе в семейном кодексе Израиля.
Судья изначально рассматривал это дело с точки зрения благополучия детей и понимал, что прекращение общения бабушки и дедушки с внуками может привести к психическим расстройствам несовершеннолетних детей.
Судья, конечно, знал, что закон не на стороне бабушки и дедушки (тем более не родного), но всё равно приобщил к делу социальных работников, которые после бесед с детьми убедились, что детям хочется общаться с ними.
Закон не запрещает судье использовать любые возможности, чтобы стоять на защите прав и благополучия несовершеннолетних. И впервые, в областном суде города Тель Авив, было принято судебное решение, позволявшее бабушке и дедушке видеться с внуками.
До 2007 года мнения судей расходились по поводу прав бабушек и дедушек в общении с их внуками, но в том же году было принято несколько поправок, которые открыли двери для отстаивания прав всех сторон.
А до этого, бабушки и дедушки имели только обязательства по отношению к внукам. Например, если родители развелись, и отец не платит алименты, то мать имеет полное право на взыскание алиментов с бабушек и дедушек, причём с двух сторон.
Смелое решение суда, конечно, не может повлиять на улучшение взаимоотношений между родственниками, но впервые в Израиле бабушки и дедушки получили права, а не только обязанности.